Как снять идеальный документальный фильм? На этом экспресс-курсе Вы сможете узнать, как создавали свои фильмы самые знаменитые режиссеры документального кино. Какие приемы были в арсенале выдающихся мастеров неигрового, а также, какие существовали направления и школы доккино в России, Европе и США? Что такое авторское кино и как Автор может передать свой месседж. Как снимают современное документальное кино. Чтобы овладеть практикой — овладейте историей кино.
Лекция 1. Кино прямое и правдивое: direct cinema VS cinéma vérité (50-60-е)
Лекция посвящена двум параллельным художественным стратегиям документального кино 50-60-х годов. С приходом ТВ меняются правила игры: появляется новая техника и новая технология делать фильмы. В Европе (Франции) этнограф Ж. Руш становится отцом-основателем cinéma vérité. В США Р. Дрю создает свой кооператив Drew Associates. Кто оказался прав, покажет время.
Лекция 2. Доккино 50-60-х. Как выйти за рамки
Лекция посвящена поискам новых стилей в доккино Европы и США после Второй мировой войны и с началом холодной войны. Один из главных вопросов — что делать с закадровым комментарием? Каковы его функции и, главное, каков предел его возможностей? В Европе возникает документальный фильм-эссе от К. Маркера. В СССР с одной стороны, неожиданно, но не из ниоткуда возникает синтетический и уникальный мир А. Пелешяна. А с другой, появляются первые работы Ленинградской школы (П. Коган и др.) и новые стратегии работы с героем (В. Лисакович).
Лекция 3. Доккино в СССР/России 80-90-х
Лекция посвящена поиску новых художественных стратегий доккино в СССР, который вскоре станет Россией. Человек, общество и политика/идеология — как эти темы разрабатывались у режиссеров вначале в СССР, а затем в России. Принципы эссе и киноавангарда в документальных фильмах А. Сокурова. Метод наблюдения и эссеистика в фильмах В. Косаковского. Визуальная антропология и опять-таки эссеистика в фильмах С. Дворцевого.
Лекция 4. Доккино 2000-х: наше и не наше
В России 2000-х режиссерам интереснее всего делать доккино о современном человеке, при этом главный герой в основном — аутсайдер. Понятно, что жанр портрета, с теми же проблемами закадрового комментария занимает ключевое место. С. Лозница снимает фильмы о русской глубинке, затерянной где-то вне времени и пространства. П. Костомаров снимает о невидимых и никому не нужных людях. В. Косаковский всё больше склоняется к экспериментальному кино, интересно работая с музыкой, скоростью съемки и стилем операторской работы.
В доккино США 2000-х одна из ключевых фигур — Майкл Мур, создавший свое оригинальное измерение документального телекино. Режиссер поднимает широкий круг тем: общий экономический спад и кризис производства, кризис системы здравоохранения, милитаризм и др.
Современный режиссер, продюсер документального кино и не только Алекс Гибни. Он работает как в независимом производстве, так и в сотрудничестве с крупными компаниями (НВО). На примере программных фильмов режиссера можно четко представить себе, как меняется круг тем в доккино одного из самых мощных профессиональных документалистов. Интересы Гибни изменяются от сугубо психологических, остросоциальных вопросов до проблемы духовного кризиса нашей культуры.
Лектор:
Максим КАЗЮЧИЦ,
научный сотрудник Музея кино, кандидат философских наук, кинокритик («Искусство кино»), историк кино, автор монографий «Поэтика телесериала» (М., 2013), «Неигровое. Экспериментальный и документальный фильм в США, Канаде и России 1950-2000-х гг. (М., 2016)», лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков.