Лекция Обзор

Круглый стол «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Круглый стол ««Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм в контексте искусства, политики, исторического знания. К 85-летию выхода на экран» состоялся 4 апреля  во ВГИКе.


Круглый стол «»Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм в контексте искусства, политики, исторического знания. К 85-летию выхода на экран» состоялся 4 апреля  во ВГИКе.

Всероссийский государственный университет кинематография имени С. А. Герасимова (ВГИК), где прошло событие, систематически проводит научные и научно-практические мероприятия различного уровня, включая международные конференции и круглые столы, посвященные ключевым вопросам развития киноискусства как одного из важнейших сегментов культуры Российской Федерации. «Александр Невский» стал знаковым явлением в отечественной культуре: шедевр выдающегося режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна, лидер проката 1938 г., в этом фильме нашли свое отражение многие значимые аспекты отечественной и зарубежной истории и мирового геополитического пространства накануне Второй мировой войны. В круглом столе приняли участие ведущие исследователи — историки кино из Госфильмофонда РФ и Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (НИЦ Кинообразования и экранных искусств). В докладах освещались вопросы, затрагивающие различные стороны фильма. Наряду с подробным исследованием особенностей производства киноленты в докладе М. И. Косиновой (кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, НИЦКиЭИ ВГИК) «История создания и прокатная судьба фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»», были рассмотрены вопросы, связанные с оценкой кинокартины как источника ценностных содержаний Советской страны, ее государственности и образов народного единства. В докладе Е. Я. Марголита (кандидат искусствоведения, главный искусствовед Госфильмофонда РФ, киновед, кинокритик) ««Веселые новгородские ребята» (Место и функция смехового мира в «Александре Невском»)» был исследован фольклорный пласт фильма, функции смеховой культуры и народного творчества. Трансформациям религиозной образности в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный» был посвящен доклад В. К. Белякова (кандидат искусствоведения, доцент Сергиево-Посадского филиала ВГИКа). Анализу культурных влияний фильма «Александр Невский» на отечественный и зарубежный кинематограф были посвящены доклады историков кино Ю. В. Михеевой (доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор кафедры звукорежиссуры ВГИК) «Музыка Сергея Прокофьева к «Александру Невскому» как звуко-пластический образ и элемент интертекста в фильме «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини»;

Нина СПУТНИЦКАЯ, куратор Кинопроцессора

Н. Ю. Спутницкой (кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) ««Александр Невский» и советское кинофэнтэзи: история сотрудничества С.  Эйзенштейна и А. Птушко в 1938–1941 гг.» и С. К. Каптерева (PhD, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) ««Александр Невский» и «Крестовые походы» Сесила Б. ДеМилля. Возможности сравнения». Анализ современных подходов зарубежного киноведения к изучению фильма и наследия Эйзенштейна в целом был представлен в докладе М. Ф. Казючица (кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) ««Александр Невский» Сергея Эйзенштейна: о некоторых тенденциях в зарубежных исследованиях».

Максим КАЗЮЧИЦ, куратор Кинопроцессора

В завершении состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой были уточнены многие вопросы и получили дальнейшее развитие темы исследований, связанных не только с фильмом «Александр Невский», но и изучением творчества Сергея Эйзенштейна в историко-культурном контексте советского и мирового кино. Предполагается выпуск сборника материалов по итогам проведенного круглого стола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *